Катализатор — конструкция, применение и симптомы неисправности

катализатор

Каталитические преобразователи широко применяются во всех легковых автомобилях в связи с постоянно растущими требованиями и правилами к выхлопным газам. В связи с этим, будет полезно узнать, как работает каталитический преобразователь, какие типы существуют и основные симптомы его неисправности.

Конструкция и применение

Каталитический преобразователь также называют катализатором. Он представляет собой смесь химических веществ, уменьшающую энергию активизации химической реакции, что приводит к увеличению ее скорости. Соответствующий подбор веществ, из которых он состоит, в результате вынужденных реакций образуются соединения, менее вредные или вовсе не опасные для окружающей среды.

Катализаторы, используемые в двигателях с искровым зажиганием, могут снижать содержание оксидов азота и окислять моноксид углерода — окись углерода затем превращается в двуокись и углеводороды, в результате чего образуется вода. Эти устройства также называются 3-функциональными реакторами (TWC).

В дизельных двигателях используются катализаторы, окисляющие только окись углерода и углеводороды. Характеристики и особенности работы дизельного двигателя не позволяют одновременно снижать содержание окислов азота. Главная причина этого — работа двигателя на бедной смеси. Для уменьшения оксидов азота все чаще устанавливаются дополнительные катализаторы, в которых, в частности, используется карбамид. Однако такой каталитический нейтрализатор подвержен износу.

Установка каталитического нейтрализатора возможна в большинстве автомобилей, за исключением тех, которые работают на этилированном бензине. Для оптимальной работы катализатора требуется правильная топливно-воздушная смесь и подходящая температура для самого устройства. По этой причине нейтрализатор может быть максимально эффективным только в двигателях с впрыском, контролируемым, среди прочего, лямбда-зондом.

Симптомы износа и поломки

Первым симптомом, сигнализирующим о неисправности катализатора, является включение индикатора check engine. Если каталитический нейтрализатор не полностью потерял свои свойства и эффективность после удаления ошибки в компьютере, вполне вероятно, что в течение некоторого времени индикатор не будет гореть. Однако это решение недолговечно. По мере износа катализатора проблема будет возвращаться и усугубляться.

На основании диагностики, проведенной в сервисном центре, очень часто предполагается, что виновным является неисправный лямбда-зонд. Однако этот диагноз не всегда оказывается точным. Опыт показывает, что дефектный каталитический нейтрализатор очень часто отвечает за ошибочный сигнал. Иногда визуальный осмотр не дает результатов, и тот факт, что катализатор засорился, может быть обнаружен только путем вскрытия его корпуса. Следует помнить, что перед постановкой окончательного диагноза неисправности лямбды, необходимо подробно проверить на профессиональном тестере. Чрезвычайно забитый катализатор, особенно в двигателях с турбонаддувом, также проявляется в значительном снижении мощности. В каталоге импортных и отечественных катализаторов легко можно найти ему замену.

Эксплуатация — на что обращать внимание?

Чтобы избежать проблем с засорением катализатора, необходимо помнить о правильной работе автомобиля. Важно помнить, что нейтрализатор работает при очень высокой температуре, поэтому, если в этом нет необходимости, не стоит подвергать его внезапному контакту с очень низкими температурами.

Не менее важным фактором, влияющим на долговечность катализатора, является езда на холодном двигателе с насыщенной смесью. Не догоревшее топливо поступает в выхлопную систему, а затем в каталитический нейтрализатор. Смесь горит только в момент контакта с керамической губкой, что влияет на значительное повышение температуры и чрезмерный износ элемента.

Другой проблемой может быть газобаллонное оборудование. Конечно, если установка была правильно настроена и отрегулирована, можно быть уверенным, что эта проблема не возникнет, но при искаженном соотношении газа и воздуха катализатор может засориться уже через несколько сотен километров.

 

________________________________________________________________________

 

Написать ответ

Adblock
detector