Ахиллесова пята стартера, звуки и другие признаки неисправностей в нем

стартер ВАЗ

Что может иметь более удручающий вид, чем стоящая мертвая, причем недешевая, груда хромированного железа и пластика, гордо именуемая автомобиль. На попытки вернуть эту груду к жизни и выполнять свои прямые обязанности превращать время в деньги, она отвечает упрямым молчанием.

Вспоминая всех кого нужно и не нужно в голове гремит только одна мысль: “Что случилось?” Вероятно такой “приятный” сюрприз вам преподнес стартер.

Что такое стартер и зачем он нужен и как определить поломки по симптомам, не выходя из машины читать здесь!

“Ой, цапфы, стартеры, втулки и… Зачем мне забивать голову всем этим? Ведь я занимаюсь совсем другим!” скажете Вы. Но не трудно спрогнозировать какой счёт на СТО выставят, за ремонт автомобиля, человеку несведущему. Хотя бы поверхностные знания всего того, что касается автомобиля, не зависимо девочка ты или мальчик, поможет сохранить содержимое кошелька!

Стартер

Стартер — это такая система узлов, где электрическая энергия превращается в механическую. Нужен он для запуска автомобиля. Если раскрыть его корпус, там обнаружится множество деталей: замок зажигания, тяговое реле, обгонная муфта, электродвигатель.

Принцип его работы: ключ зажигания в замок и при его повороте электрическая цепь замыкается, ток поступает на катушку тягового реле, создавая магнитное поле. Внутри него находится стержень, на одном конце которого расположена вилка, а на другом медная контактная пластина. Этот стержень втягивается, сжимая возвратную пружину и тянет за собой вилку. Та в свою очередь подтягивает обгонную муфту к якорю электродвигателя, на конце которого расположена шестерёнка с зубцами. Эти зубцы входят в сцепление с зубьями шестерёнки расположенной на валу двигателя.

Далее электрическая цепь замыкается благодаря контактной пластине, расположенной на другом конце стержня тягового реле. Якорь электродвигателя начинает вращаться и его крутящий момент передается на вал двигателя. Обороты небольшие и составляют около ста единиц. Но их достаточно для того, чтобы поршни внутри двигателя сжали топливо и оно, от искры свечей зажигания, воспламенилась. Когда стартер выключают, возвратная пружина расправляется и обгонная муфта становится в начальное положение.

Самые проблемные места в стартера

Таких слабинок у стартера несколько:

  • щетки,
  • коллектор якоря,
  • тяговое реле,
  • механизм привода.

Признаки неполадок стартера

Не реагирует на поворот ключа в замке зажигания

Если на поворот ключа зажигания ничего не происходит или слышен жужжащий или щелкающий звук, то причин может быть несколько: разряжен аккумулятор, проблемы с контактами замка зажигания, подогрели контакты втягивающего реле, поломка обгонной муфты. Определить то, что аккумуляторная батарея разряжена можно по свету фар дальнего или ближнего света. Он будет тусклым, если у батареи недостаточный заряд. Если же после поворота ключа зажигания загораются лампочки приборной панели, а стартер не реагирует, то скорее всего подогрели контакты замка зажигания.

Слышен один щелчок, а стартер не заводит авто

Если стартер щёлкает только раз, то причиной может быть плохое крепление тягового реле или клемм аккумулятора. Для запуска двигателя необходимо, чтобы сила тока была не менее двухсот ампер. А из-за плохого крепления и подгорания контактов значение тока становится недостаточным. Поэтому запуск двигателя невозможен. Ещё одной из причин может стать плохой контакт с кузовом автомобиля или двигателя. Этот контакт называют “масса”. Самый неприятный приговор — это поломка самого стартера.

Стартер щёлкает, но двигатель не заводится

Основной причиной многократного щелканья стартера может стать проблема с тяговым реле. Состоит оно из катушки со втягивающей и удерживающей обмотки, внутри которого находится стержень с контактной пластиной и через нее должен подаваться ток на электродвигатель. А он в свою очередь вращает якорь с шестеренкой и вращательный момент передается валу двигателя. Если же на удерживающей обмотке произошла потеря напряжения, то стержень внутри реле просто не удерживается, а возвращается в исходное положение. Поэтому электрическая цепь не замыкается и двигатель не заводится. Втягивающее реле стартера на ВАЗ, например, стоит не дорого и его лучше заменить.

Следующими причинами может стать плохая затяжка клеммы аккумулятора и контакты “массы”. Необходимо проверить хорошо ли закреплены клеммы на батарее и места контактов с кузовом или двигателем.

Износились щетки — стартер издает треск

Об износе щеток говорит не только треск стартера, но и запуск двигателя после постукивания по нему.

На электродвигатель ток поступает через щетки. Они прижимаются к двигателю с помощью пружины. Изнашиваются они не за счёт механического трения, а по причине прохождения тока большой величины. Они нагреваются и сгорая понемногу, становятся короче и пружина не может плотно прижать их к двигателю.

Возникает дуга и это может привести к выгоранию ламелей (пластин) коллектора. Игнорирование этих признаков заканчивается заменой якоря стартера.

Стартер жужжит, а двигатель не заводится

Жужжащий звук говорит о том, что стартер работает, а запуск двигателя не происходит. Причины: шестерёнки якоря не входят в зацепление с зубьями на валу двигателя, неисправность вилки тягового реле. Вилка, на втягивающем реле, должна подталкивать обгонную муфту (бендикс) к шестерёнке якоря, чтобы он начал прокручивать вал двигателя. Поэтому, из-за ее неисправности вилки, запуск не происходит. Бывает так, что по какой-то причине водитель, после запуска двигателя, не успевает выключить стартер. Это и вызывает повреждение зубцов шестерёнок. Повреждение их может происходить и в результате перекоса стартера при его установке на автомобиль или он прикреплен болтами к корпусу авто неплотно.

Стартер работает с гулом

Такой звук издают сухие подшипники. Вал стартера вращается на подшипниках или втулках. Если смазка вытекла и подшипники стали сухими, то якорь будет иметь перекос. Скорость вращения шестеренок, в этом случае, будет недостаточной для запуска двигателя. Если незамедлительно не поменять подшипники, то якорь перекосит и это выведет весь стартер из строя.

Скрежет стартера

Виновником может стать газораспределительный механизм, а именно плохое его крепление. Другая причина — это бендикс. Скрежет говорит о том, что или зубья его износились, или он плохо перемещается по валу (нужна смазка) и не достает до зубьев маховика, или ослабло крепление стартера. Устранить неполадки нужно быстро, чтобы стартер полностью не пришлось менять.

Заключение

Стартер необходимо обслуживать приблизительно через сто тысяч километров. Время работы его должно не превышать десяти секунд. Греется он быстро, а вот остывает долго. Чем чаще используется стартер, тем быстрее он выходит из строя. Поэтому после нескольких неудачных попыток завести двигатель, нужно разбираться с причинами.

Внимательное отношение к стартеру обернется чувством радостного удовольствия, когда ранним, холодным утром безмолвная машина, после поворота ключа зажигания, оживает: загораются лампочки на приборной панели, щетки стряхивают снег с ветрового стекла, тепловой вентилятор нагоняет тепло в салон, а свет фар послушно ложится на дорогу.

 

________________________________________________________________________

 

Написать ответ